Возрастные и психологические особенности подросткового возраста 01.10.2023

Информационная статья педагога-психолога Андреевской Т.А.

Подростковому возрасту, протекающему между 10-14 годами, в связи с особым положением подросткового периода, дают следующие названия: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». Этот возраст является важнейшим периодом в становлении личности человека и связан с переходом из одного возрастного периода в другой. Развитие в нём претерпевает специфические изменения в физическом, умственном, нравственном и социальном содержании.

Острой проблемой в этом периоде выделяют перестройку отношений с родителями, если раньше ребенок зависел от родителей, то теперь требует автономности и расширения круга прав. Стремительная перестройка систем организма оказывает существенное воздействие на направленность интересов подростка, специфику его взаимодействия со сверстниками, родителями и учителями.

«Переломные моменты», связанные с психологическим состоянием подросткового возраста, половое созревание (психофизиологическое) социальный момент – вступление в мир взрослых – связано с гормональными и физиологическими, телесными, эмоционально - чувственными изменениями, что обусловлено окончанием детства и переходом в мир взрослых, сопряженный с развитием в сознании ребенка рефлексирующего мышления в рассудочной форме. Это определяющее состояние подростка в психике, создающее разногласия в его жизни. В этот момент логика подростка требует прямого и однозначного ответа на любые вопросы, требует оценки – истина или ложь, создавая в его подростка конкретную тенденцию к максимализму, заставляя идти его на определенные жертвы, будь то пренебрежение дружбой, враждебные отношения с близкими. Все это можно обосновать тем, что в реальности человеческие отношения не укладываются в рамки рассудочной логики, имеют свойство многообразия и противоречивости, а подросток готов отвергнуть все то, что не отвечает его логике.

Подросток по содержанию сознания, жизненному опыту, остается еще ребенком и очень нуждается в родительской ласке, понимании, одобрении со стороны взрослых и учителей в школе. Но при этом протестует против лжи и лицемерия, не признает господства взрослых над ним. Подросток ощущает острую проблему в потребности взрослого авторитета, которому он сможет доверять. Так же наблюдается тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного уникального мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Важно обратить внимание на то, что сложности, с которыми в этот момент сталкивается подросток, зачастую для него непреодолимы. Это вызывает ощущение незащищенности. Именно поэтому важна роль родителей: их нетерпеливое, агрессивное или безразличное отношение способно усилить психологический дискомфорт подростка.

Специфика переходного периода связана с сочетанием его непродолжительности и значимости происходящих изменений. Подросток переживает сложный этап поиска себя, качественного преобразования собственной личности, смену приоритетов. В приоритет становятся не взрослые, а социальная группа подростка. Это становится отправной точкой в формировании его мотивации, направленной на обретение независимости от взрослых и на принятие сверстниками.

Во взаимодействии со сверстниками реализуется возросшая потребность в общении, признании внутри социальной группы. Если на этом этапе подросток сталкивается с трудностями, он начинает искать альтернативные возможности самоутверждения, что может привести к правонарушениям, выраженной социальной отчужденности. Мнения друзей преобладают над мнениями родителей и учителей. Подросток некритичен к мнению группы и, особенно, ее лидеров, поэтому возникает риск сильного отрицательного воздействия на личность ребенка. А утверждаясь в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Физические изменения подростков приводят к тому, что затрудняется идентификация с собой, как с физическим телом. А так как старшие школьники придают особое значение своему внешнему виду, то начинают экспериментировать с ним, добиваясь идеала (в их понимании). В преображении своей внешности они стремятся быть похожими на других подростков. Это не только объединяет их, но и создает ощущение защищенности. Из-за происходящих физических изменений в собственной внешности, подросток может испытывать неуверенность в себе.

Подростки склонны к рефлексии не только на свои достоинства, но и недостатки. Когда их просят рассказать о себе, они точно называют свою фамилию, имя и отчество, год и месяц рождения, указывают место рождения, учебы и проживания. Это говорит о том, что они стремятся заявить о себе. Таким образом, когда подросток говорит о том, чтобы другие принимали его таким, какой он есть, это свидетельствует о нормальной идентификации с собственным «Я».

Рост скелета опережает рост мышц, увеличивается масса тела, развивается сердечно-сосудистая система. Перестройка организма провоцирует возникновение чувства тревоги и рост её уровня. Возникают комплексы неполноценности из-за неуклюжести, внешнего вида, высокого или низкого роста, где ребенок не успевает адаптироваться к скорости, с которой происходят изменения в его организме и внешности. Этому способствуют психологические и биологические факторы. К биологическим факторам относят характер учебной деятельности, в связи с переходом в среднее звено количество школьных предметов увеличивается, привыкший к одному учителю, он не может понять множественные требования разных учителей. Последствие - стремление к собственной позиции. В семье требования тоже ужесточаются, теперь он должен помогать родителям, ответственность увеличивается.

Изменение гормонального фона, непропорциональное развитие систем (в том числе, нервной системы) организма приводит к физическому дискомфорту и негативно сказывается на психическом состоянии. Для этого периода характерны резкие перепады настроения, агрессивность или, напротив, пассивность, утомляемость. Основными достижениями в интеллектуальной сфере является развитие способности к абстрактному способу мышления и расширения временной перспективы. Формируется теоретическое мышление, рассуждения идут от общего к частному, а в решении задач подросток строит гипотезу и использует методы анализа, обобщения, классификации.

Родителям, учителям и взрослым необходимо понимать, что итогом подросткового возраста становится способность формулировать и отстаивать собственное мнение, стремление переосмыслить ценности, которые до этого формировались под влиянием родителей, выработать и обозначить собственные, а не навязанные, моральные принципы.

Растет интерес подростка к структуре высказываний окружающих. Развивается умение выявлять ошибки речевого и смыслового характера, менять структуру и содержание высказываний, ориентируясь на социальную группу, в которой он в данный момент находится. Со сверстниками он может говорить на сленге (своеобразном виде общения), при разговоре с учителями использовать более интеллектуальную речь.

Таким образом, в подростковом возрасте происходит перестройка не только организма подростка, но и его психологических качеств. Важным приобретением данного возраста становится стремительное развитие самосознания. Сам подросток начинает смотреть на себя со стороны, идентифицируя себя с самим собой и другими. Изменения, происходящие в его внешности, толкают подростка на всевозможные эксперименты, а рефлексия с собственным «Я» становится затруднительной. Они начинают больше ориентироваться на сверстников, достигая некой общности с ними и создавая мнимую защиту. Также в данном возрасте происходит половая идентификация, связанная с ориентиром на взрослых: их внешнее поведение и внутренний духовный мир в соответствии с полом.

Поэтому важно знать и понимать, что родители являются для подростка источником тепла, полем доверия и моральной поддержки в кризисный период развития. Именно семья способна дать подростку то чувство безопасности и защищенности, которое необходимо ребенку для становления личности, формирования адекватной самооценки и снижения тревожности, так часто возникающего на протяжении всей учебы в школе.