Безопасность в каникулы 16.05.2017

Памятки по безопасному поведению для детей и родителей


Рекомендации по предотвращению детского травматизма

Уважаемые родители!
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин. В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин необходимо помнить о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения. Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины ожоги; падения с высоты; утопления; отравления; поражения электрическим соком; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирном организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является: отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, па улице, во время игр, занятии спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику: В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир. В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка. В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников. Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях: • создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора, • систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев. Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает: 1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия; 2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ; 3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.); 4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи). Систематическое обучение детей основам, профилактики несчастных случаев включает: • информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев; • регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.; • обучение ребенка - (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям; • обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми: Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно! Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаше всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезною обсуждения.
Рекомендации по предупреждению несчастных случаев Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
ОЖОГИ Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом). Для предупреждения ожогов: • ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги; • запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых. Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо: • защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна; • защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В: • избегать пребывания па открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов, • нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 -30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода па улицу; • находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8-10 минут после образования загара: • принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени; • избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить; не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе. • загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние. • приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день. • протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаше умываться и принимать прохладный душ. • научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми па крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях. Для предупреждения падения с высоты необходимо: • запретить детям играть в опасных местах; • не оставлять детей без присмотра на высоте; • объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений; • обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
ОТРАВЛЕНИЕ Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений. Для предупреждения отравления необходимо: • хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде; • давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; • не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо: • запретить детям играть в опасных местах; • объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
УТОПЛЕНИЕ Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать. Для предупреждения утопления необходимо: • не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема; • разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах; • обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать; • напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
РОЛЛИНГОВЫЙ ТРАВМАТИЗМ Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью. Для предупреждения роллингового травматизма необходимо: • выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав; • научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава. • научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами -пригласите опытного роллера; • приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком; • научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки; • запретите кататься вблизи проезжей части; • научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо: • соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения; • научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая; ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины; • использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности; • научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
СЕРЬЕЗНЫЙ РИСК ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма па железной дороге необходимо: • не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей: • запрещать детям находиться па железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься па крышах, подножках, переходных площадках вагонов; • учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах; • соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда о железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!