Школьный музей Боевой славы.

Музей Боевой славы 378-й Новгородской Краснознаменной стрелковой дивизии

Дата открытия музея: 25 апреля 1975г.

Введение.

Важнейшим по значимости (после семьи) институтом, формирующим личность , является школа. А школьный музей является одним из наиболее эффективных инструментов социализации? развивая и воспитывая, открывая новые способности учащихся. Школьный музей Боевой славы 378 НКСД, функционирующий с 1975 года, позволяет наглядно познакомиться с уникальными материалами, повествующими о славных страницах тяжелого военного времени - Великой Отечественной войны 1941-45гг. Девиз музея: «Никто не забыт, ничто не забыто!».

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.

Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание людей разных возрастных групп. К сожалению, в настоящее время становится более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Наблюдается стремление перенять «западные ценности». И, как следствие, в общественном сознании широко распространяются равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и государственным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Решение острых проблем воспитания патриотизма должно, безусловно, осуществляться на государственном уровне. В системе воспитательной работы школы патриотическому воспитанию должна отводиться главенствующая роль. Этому помогает деятельность школьного музея Боевой славы. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.

Цель и задачи.

Цель: способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Развитию различных компетенций при осуществлении творческих проектов.

Задачи:

  • Осуществлять функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса с целью повышения качества воспитательной работы.
  • Сохранять и широко пропагандировать знания о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины.
  • Оказывать помощь учащимся в углубленном изучении истории Отечества, основ защиты государства.
  • Развить проектную исследовательскую деятельность с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.
  • Вести школьную летопись «Выпускники школы, прошедшие горячие точки».
  • Создать экспозицию о Северном военно-морском флоте.
  • Вовлекать инициативных ребят в работу Актива школьного музея.

Содержание деятельности школьного музея Боевой славы.

Основными направлениями деятельности музея являются:

· поисково-исследовательская работа;

· экскурсионная;

· образовательная, культурно-просветительская;

· участие в конкурсах и военно-патриотических мероприятиях.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  • Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 года № 422.
  • Федеральный закон «О днях воинской славы» от 10 февраля 2005 года.
  • Положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы от31.07.2007 года № 582.
  • Положение о проведении военно-спортивных игр и т.д.

Деятельность музея направлена на изучение истории нашего Отечества. В музее имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, рассказывают о героических подвигах защитников нашей Родины, о боевом пути 378-й Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии. Лекционная, просветительская работа – важная составляющая часть деятельности музея.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материала к родственникам, знакомым, ветеранам войны. Ребята учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим. Таким образом, они приобретают навыки исследовательской деятельности. Свои проекты они представляют и защищают на многочисленных конкурсах.

Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Целесообразно проводить в музее уроки, конкурсы чтецов, связанные с тематикой музея, или использовать отдельные экспозиции в различных классах при изучении определенных тем по истории, литературе и т.д. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Работа школьного музея Боевой славы является центром воспитательной работы школы. Планируется продолжить проведение комплекса мероприятий: экскурсии по местам боевой славы, дни и месячники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Темы и фото экспозиций музея

Основные разделы экспозиции (перечень тем, подтем)

1. «Вечная память» : центр композиции мемориальный комплекс «Вечный огонь» , стенд с изображением Солдата освободителя, стенд, посвященный Героям Советского Союза 378й НКСД.

2. Боевой путь: стенды с информацией о боевом пути дивизии (карта), командный состав, состав боевых и вспомогательных подразделений, сборник воспоминаний ветеранов дивизии.

3. Эхо войны: стенды с основными фондами (находки с места боев 378 НКСД и предметы, подаренные музею ветеранами 4. «Командир дивизии» мемориальный комплекс: личные вещи и книга воспоминаний последнего командира 378й НКСД генерал- майора Белова А.Р.

5. Помним и гордимся: Стенды, посвященные походу поискового отряда, встречам с ветеранами; книга-сборник «Помним и гордимся» (воспоминания ветеранов, записанные и оформленные учащимися школы, макет памятника, установленного отрядом «Поиск» на месте захоронения останков трёх неизвестных бойцов, обнаруженных во время похода по местам боёв 378йНКСД.

Фонды музея

Главную часть основного фонда музея составляют подлинные предметы, найденные поисковым отрядом в местах боевых действий 378-й НКСД. Также основной фонд пополняется предметами, переданными в дар музею учащимися гимназии и ветеранами района. На данный момент экспозиция музея включает 74 предмета.

Вспомогательный фонд состоит из литературы военно-исторического характера (64 книги).

Экскурсионная деятельность музея.

1- экскурсии для первоклассников: «Мой первый урок в музее»

2-экскурсия-урок мужества для средней школы: « Спасибо за мирное небо»

3- экскурсия для старшей школы «Боевой путь 378-й НКСД»

4- виртуальная экскурсия по музею для родителей и гостей сайта гимназии.

Остальные мероприятия на базе музея проходят в формате тематических вечеров, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций и др., при этом задействуются также помещения актового зала, классных комнат, библиотеки.

Тематические выставки.

Тематические выставки выступают в роли как отдельного мероприятия, так и в качестве составной части более масштабных проектов.

В зависимости от целей и формата проводимого мероприятия, для выставки могут быть использованы демонстрационные стеллажи музея, либо переносные стенды (при проведении в библиотеке, классе или актовом зале).

«Отечественная война 1812 года» - выставка в библиотеке (6 класс)

«Отечественная война 1812 года» - выставка и проведение в 11 классе

Музыкально-литературная композиция «Недаром помнит вся Россия…» Общешкольное мероприятие в актовом зале.

«Москва моя»

«Великий подвиг народа»

«Московская битва»

«Маленькие герои большой войны»

Освещение деятельности музея в СМИ.

Помимо привычных способов освещения деятельности музея в средствах печати, всё большее значение приобретает медиа пространство. На официальной странице гимназии кроме основных сведений о музее (названия, структуры, содержания экспозиции) есть возможность ознакомиться с музеем, совершив Виртуальную экскурсию вместе с нашими экскурсоводами.

Готовятся для размещения на сайте напечатанные и оцифрованные воспоминания ветеранов 378-й дивизии, командира дивизии А.Р. Белова, и карты боевого пути 378-й НКСД и 1254-го полка дивизии. Эти материалы представляют интерес для всех, изучающих историю этого славного соединения, и для родственников, разыскивающих информацию о пропавших без вести бойцах 378-й НКСД.

Также готовятся к размещению на сайте части архива Остроухова Петра Григорьевича, который служил военным фотокорреспондентом. Он собрал и сохранил значительное количество снимков, негативов сделанных им и другими фотокорами во время ВОВ.

Методическая деятельность музея.

Методические разработки занятий на базе музея создают благоприятные условия для нравственного и патриотического воспитания учащихся, а также и для реализации их творческого потенциала.

Учащиеся достойно и ответственно проявили себя и во внутри школьных мероприятиях, и во взаимодействии с другими музеями, и на окружных конкурсах.

Темы выступлений и методических разработок:

-Проект «Письма с фронта»

-Проект « О чем молчит экспонат»

-Проект «Война и судьбы»

-Урок мужества «Блокада Ленинграда»

- Урок мужества «Битва за Москву»

-методическая разработка «Урок мужества на английском языке»

-методическая разработка «Недаром помнит вся Россия…»

-методическая разработка «Маленькие герои большой войны»

-методическая разработка «Мой первый урок в музее»

- методическая разработка « Спасибо за мирное небо»

Участие в районных и окружных семинарах

Окружной семинар-практикум для заместителей директоров школ по воспитательной работе. Доклад руководителя музея Воронова А.С. «Практическое применение методики системно-деятельностного подхода в музейной деятельности».

Работа актива и совета музея

Музей организует свою работу на основе самоуправления.

Работу музея направляет Совет музея, в который входят:

  • администрация;
  • руководитель музея, учителя - предметники;
  • ученический Актив;
  • ветераны Великой Отечественной войны.

Ученический Актив имеет следующую структуру:

  • Председатель и его заместители
  • Группа экскурсоводов
  • Поисковая группа (работа с архивом и документами)
  • Оформительская группа
  • Группа, отвечающая за проведение культурно-массовых мероприятий.

Совет музея

  • Занимается пополнением фондов, что способствует дальнейшему развитию музея
  • Организует учет и сохранение существующих фондов
  • Проводит экскурсионно-просветительскую работу
  • Проводит анализ деятельности и составляет план работы.

Использование музея в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.

Все мероприятия, проходящие в стенах гимназии и за её пределами, проводятся на основе плана учебного заведения, окружного плана и задач воспитания нравственного и ответственного гражданина нашей страны. Школьный музей, являющийся прекрасным инструментом для развития и реализации творческого потенциала учащихся, нравственности и патриотизма, осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с администрацией, учителями-предметниками, ветеранами. Место проведения при этом не ограничивается рамками музейного помещения.

Тематические вечера, концерты, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, встречи с ветеранами проходят на подъеме, душевно и без формализма.


Интернет-страница МУЗЕЯ на сайте Интернет Галерея Музеев системы образования г.Москвы

12.02.2017
Отзыв учащихся гимназии о знакомстве со школьным музеем
подробнее
обновлено: 13.02.2017